В 2016 году в истории одного из старейших автомобильных заводов России — Завода имени Лихачёва — была поставлена точка. Сейчас для многих ЗИЛ — это станция МЦК, железнодорожная платформа или район Москвы, который активно застраивают.
Конечно, можно вспомнить и грузовики ЗИЛ, активно использующиеся и по сей день если не в столице, то в регионах точно. Ну и легендарные правительственные лимузины ЗИЛ помнят если не по личным встречам с ними на улицах, то по фотографиям, кадрам кинохроники и по ежегодному Параду Победы на Красной площади, где используются кабриолеты под маркой ЗИЛ.
Монументальные правительственные лимузины и элегантный микроавтобус, признанный в Европе и США — то, чего лишилась наша страна…
Этим людям, которые сохранили легендарный бренд, надо отдать дань уважения и за музей ЗИЛ.
Старый музей марки власти Москвы превратили в музей хоккейной славы, а вот «МСЦ6 АМОЗИЛ» организовал новую экспозицию — небольшую, но уютную и — самое главное — с бесплатным доступом! Так что всех желающих лично увидеть экспозицию ждут по адресу: г. Москва, ул. Сокольнический вал, 1А.При входе гостей встречает белоснежный ЗИС-101А. Автомобиль, представляющий собой модернизированную версию выпускавшегося на Заводе им. Сталина с 1936 по 1939 год ЗИС-101. С 1939 по 1941 год производился уже ЗИС-101А и он же представлен в экспозиции. Необычный белый цвет для машин подобного рода появился в процессе реставрации конкретного экземпляра. Восстановленный автомобиль до попадания в нынешний музей стоял в фойе здания заводоуправления ЗИЛ и был постоянным экспонатом различных автомобильных выставок. При этом стоит отметить, что от оригинального ЗИЛ-101А у этой машины только кузов, ходовая часть и салон, а вот двигатель, коробка передач и другие агрегаты неродные…
Общий тираж семиместного ЗИС-101 составил 8 752 автомобиля, на ЗИС-101А из которых приходится около 600 штук
Почему так? Всё дело в том, что Иосиф Сталин был большим поклонником американских автомобилей, так что и правительственные модели строились в таком же стиле. Но нельзя называть ЗИС-101 копией какой-то конкретной машины. Да, ЗИС-101 создавался по наработкам Л-1, в свою очередь практически полностью копировавшем Buick-32-90, но серийный советский лимузин представлял собой использование конструктивных решений автомобилей Buick и Packard, но серьёзно переработанных с учётом реалий Советского Союза. Дизайн, естественно, тоже был вдохновлён современными для той эпохи американскими машинами.
Чертежи будущего ЗИС-101, на которых явно видны надписи на английском языке и уже на русском то, что отмечали советские конструкторы
В полутёмном зале по соседству выставлены два грузовика — ЗИС-5, выпускавшийся на Заводе им. Сталина с 1933 по 1948 год, а также АМО-Ф-15, который находился в производстве с 1924 по 1931 годы на заводе АМО («Автомобильное московское общество»).
С 1917 по 1919 год завод АМО выпускал итальянские грузовики, а затем, доработав конструкцию, превратил FIAT 15 Ter в АМО-Ф-15
На заднем плане — оборудование середины XX века, которое использовалось на заводе для сборки и проверки автомобилей. Примечательно, что весь инструментарий зарубежного производства
В том же зале вместе с грузовиками отдельно представлены несколько моторов (дизельный двигатель с коробкой ЗИЛ 645, бензиновый двигатель ЗИЛ 131, дизельный двигатель ЗИЛ 136, опытный бесшатунный двигатель, опытный верхнеклапанный двигатель ЗИЛ 157, макет опытного двигателя ЗИЛ 450 для «Бычка»), деревянная оснастка для выколотки кузовных панелей, всевозможные таблички и документация, а ещё — воссозданное место заводского рабочего и несколько оригинальных стендов, использовавшихся заводчанами для проверки узлов и агрегатов автомобилей.
На напольном подиуме — двигатели, на стенах — таблички и плакаты, у стен — деревянная оснастка для кузовных панелей
В 1948 году на Заводе им. Сталина был налажен выпуск ЗИС-115 — бронированного советского автомобиля на базе ЗИС-110. Помимо бронекапсулы толщиной около 70 мм, вокруг которой строился кузов, машина отличается более мощным 162-сильным двигателем, усиленной ходовой частью и тормозами. Всего было выпущено около 30 автомобилей, из которых до наших дней дошли порядка десяти штук.
Первый советский легковой бронированный автомобиль, выпускавшийся два года — потом до 1983 года аналогичных машин в нашей стране не делали
ЗИС-115 №43 создавался как машина для главы государства, о чём свидетельствуют установленный на неё кондиционер и центральная фара. О внимании к деталям свидетельствует и тот факт, что пружины дивана зашиты каждая в отдельный мешочек для исключения скрипа!
Один из первых в мире представительских автомобилей с полным приводом, созданный после работ с экспериментальным ЗИС-110Ш
В третьем зале при входе встречает «Юность». И не одна, а сразу две — синий ЗИЛ-32071 и бежевый ЗИЛ-3207. Вообще история этих машин началась с ЗИЛ-118, который представлял собой комфортабельный микроавтобус на шасси лимузина ЗИЛ-111 с мотором грузовика ЗИЛ-130 и полностью новым кузовом. Автомобиль, создававшийся по инициативе сотрудников завода, получил восторженный приём у первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущёва, а Генри Форд II после дебюта новинки на Международной автобусной неделе в Ницце в 1967 году пытался купить лицензию на выпуск «Юности» в США, но получил отказ.
Внешность ЗИЛ-118 приводили в соответствие с дизайном современных ему правительственных лимузинов, поэтому у этой машины такие угловатые формы
Ещё более поздняя и, на мой взгляд, менее стильная версия с оптикой от моделей ВАЗ…
Первый вариант микроавтобуса в том оформлении, в котором ЗИЛ-118 был показан на Международной автобусной неделе в Ницце-1967, где снискал огромную славу
На контрасте с элегантными пассажирскими микроавтобусами выступают два специальных транспортных средства из состава поисково-спасательного комплекса повышенной проходимости «Синяя птица». Их было сделано всего 20 штук с 1980 по 1991 годы, а сам комплекс был разработан и изготовлен Специальным конструкторским бюро (СКБ) АМО ЗИЛ для поиска и эвакуации космонавтов, спускаемый аппарат которых приземлился в труднодоступном для любого другого транспорта месте.
Уникальная техника, которая появилась в 1971 году и до сих пор не имеет аналогов в мире, оставаясь на вооружении в России
Конкретный экземпляр относится к числу последних выпущенных машин и отличается от ранних вездеходов более широким кузовом. В начале 2000-х годов завод ЗИЛ отреставрировал представленную амфибию ЗИЛ-49065 — машину, которая работала на испытаниях радиоаппаратуры и не принимала участия в поисках космонавтов.
Совершенно безумный на вид аппарат, который приходит на выручку в ситуациях, когда прочая техника пасует
Слева — та самая Honda, справа — заводской электрокар, а в центре — доска почёта с фотографиями работников ЗИЛ, имитация рабочего места конструктора и отливки для колоколов, которые тоже делал завод
Невзрачный на первый взгляд, но очень интересный при детальном изучении стенд с образцами материалов, которые использовались для автомобилей ЗИЛ
Таких моделей из дерева и пластилина равно как и других мелких, но интересных экспонатов, в музее на Сокольническом валу множество
Позади ЗИЛ-4102 можно видеть один из многочисленных макетов моделей, так и не пошедших в производство, а также рисунки и эскизы заводских дизайнеров
На XIX партконференции КПСС Михаил Горбачёв счёл создание такого автомобиля делом слишком дорогим и не очень актуальным для своего времени. Так что чёрный «Мишка» был пущен на металлолом, а бежевая «Раиса» сохранилась.
Заводской ЗИЛ-117 для руководства, которому не чужд был комфорт, а потому машину превратили в некий гибрид с ЗИЛ-41047
Бронированный ЗИЛ-41052, стилизованный под ЗИЛ-41047 — одна из лучших машин подобного класса в мире на конец 80-х — начало 90-х годов
Отреставрированный ЗИЛ-41051 министра обороны СССР — автомобиль был служебным, поэтому ему полагались проблесковые маячки
Власти Москвы обещают открыть официальный музей ЗИЛ на месте бывшей проходной завода, но когда это случится и случится ли вообще — большой вопрос. Ну а пока редкие автомобили выставлены на Сокольническом валу и за это надо сказать как ООО «МСЦ6 АМОЗИЛ», сохраняющим историю российского автозавода, так и выставочной компании «Экспоцентр», которая предоставила площадку для экспозиции. Обидно, что сохранение наследия больше волнует частных лиц, чем государство…
Ссылки по теме:
Новости партнёров