12 ноября 2018 08:53
Есть люди, даже имя которых вызывает гримасу у поклонников автомобильной классики.
Среди них юрист, лоббист и проныра Ральф Нейдер, согласно общепринятой версии утопивший столь неординарный автомобиль как Chevrolet Corvair.Часть 1: Адвоката пока не видно
Chevrolet Corvair Monza до рестайлинга
Не то чтобы американцам их совсем не предлагали. Можно вспомнить такие амбициозные, но быстро погасшие проекты как Crosley, American Bantam, Nash Metropolitan. Что “индепенденты” – порой даже большая детройтская тройка (по-крайней мере, некоторые из ее огнедышащих голов) начинала грезить светлым будущим маленьких машинок.
Chevrolet Cadet
Непосредственное участие в разработке принимал Эрл МакФерсон, глава экспериментального отдела Chevrolet, он же будущий создатель “стойки МакФерсона”. Инженеры быстро построили ходовой прототип, а в мае 45-го руководство Chevrolet даже заявило о намерении пустить “Кадет” в серию. Увы, по ходу дела появились проблемы. Утрамбовать цену ниже штуки баксов решительно не получалось. “Кадета” в итоге сняли с довольствия – проект закрыли, а обидевшийся на руководство МакФерсон сбежал в Ford.
В любом случае, Марвин Койн ошибся в расчетах. Даже в первые послевоенные месяцы американцы не стали экономить на покупке автомобилей. Напротив из шоу-румов сметалось все подчистую. Рынок же компактных моделей в США в конце 40-х не превышал 150 тысяч автомобилей в год. Несерьезно для аппетитов Chevrolet. Скорее всего, “Кадет”, простой и неказистый, даже при условии обещанной цены в $1000, не стал бы бомбой.
Эд Коул, в конце-концов дослужится до кресла директора General Motors
Человеком он был решительным, хватким, деятельным, но в тоже время осторожным. Чтобы не привлекать к новой модели внимания скептически настроенного к компактам политбюро GM, Коул сыграл взакрытую. Официальным прикрытием проекта будущего Chevrolet Corvair стали исследовательские работы для австралийского филиала GM фирмы Holden.
Corvair в рентгене
Задний привод и задний же мотор – другое дело. Такая схема успешно применялась на многих машинах тех лет, включая VW Beetle. Заднемоторная компоновка определила выбор воздушного охлаждения для двигателя (не ставить же радиатор спереди и опутывать всю машину патрубками). Сам 2,3-литровый бензиновый мотор был не только 6-цилиндровым, но и горизонтально-оппозитным – по тем временам нетривиально.
Момент представления новой машины руководству Коул угадал идеально. Осенью 1957-го, когда легкий экономический кризис в США вынуждал покупателей тратить меньше, а обновленная линейка “больших” Chevrolet пошла не то чтобы очень, Эд выложил компактный козырь на стол.
4-дверная версия Corvair. А были еще купе, кабриолет, универсал и даже микроавтобус
Пресса зашлась в восторге. Необычная компоновка, нетривиальный и в тоже время приятный глазу дизайн, просторный салон и приемлемая динамика стали очевидными достоинствами “Корвэйра”. Журнал MotorTrend назовет заднемоторный Chevy “Автомобилем года”, а эффектная внешность модели скоро станет предметом для подражания по нашу, европейскую то есть, сторону Атлантики. Жаль покупателей инженерное новаторство “Корвэйра” впечатлило куда скромнее.
Зато, “Фалькон”, который к тому же и стоил чуть дешевле “Корвэйра”, не вызывал у покупателей лишних вопросов. “Не понял, мотор-то почему сзади?!” или “Он точно не перегреется без радиатора?”. В итоге, хит-парад продаж компактов возглавил Ford, оттеснив на второе место Rambler, а “Корвэйр” оказался лишь третьим. Для Chevrolet, привыкшей быть впереди всех, это стало ударом по самолюбию.
Ставить крест на “Корвэйре”, впрочем, не торопились. Пусть машина не стала лидером сегмента, но продавалась все равно бойко – нужно же отбить деньги на разработку и организацию производства. Кроме того, появившаяся весной 1960-го версия Monza, открыла новый талант “Корвэйра”.
Chervolet Corvair Monza
“Турбо”, кстати, в моторе присутствовал чисто виртуально. Никакого принудительного наддува в действительности не было, одни слова. Но пройдет еще пара лет и “Корвэйр” действительно станет первым серийным автомобилем с бензиновым турбомотором. Случится это в 1962-м. Сначала мощность турбоверсии составляла 150 л.с., но позже она вырастет до 180 л.с. Топовый “Корвэйр” выдавал динамику Porsche 356 и при этом стоил вдвое дешевле!
Вот от прародитель всех поникаров. Первый, но недооцененный…
Часть 2: Человек с планом
Любой автомобиль это компромисс, хитросплетение не только достоинств, но и недостатков. У “Корвэйра” они тоже были: плохая печка, сопливые сальники двигателя, а главное склонность к избыточной поворачиваемости – врожденная особенность заднемоторной компоновки.
Вообще-то инженеры Chevrolet загодя знали о склонности машины к заносу. Но установку стабилизатора поперечной устойчивости, который сглаживает капризы управляемости, руководство GM посчитало необоснованной тратой. Машина-то бюджетная! Сэкономили целых $4 с автомобиля. Теперь задним числом понятно – зря…
Ральф Нейдер на поле брани
Оказавшаяся под огнем критики верхушка GM не придумала ничего лучше, чем приставить к Нейдеру двух частных сыщиков. Пинкертонам вменялось нарыть компромат на бойкого юриста, но они лишь сделали хуже. О слежке стало известно самому Ральфу, о чем он тут же сообщил газетчикам.
Обложка брошюры рестайловой модели. С допиленной подвеской, новым дизайном и турбомотором
В книге Нейдер совершенно определенно критикует управляемость “Корвэйра” 1960-1963 модельных годов. Но еще осенью 1964-го – за год до первой публикации Unsafe at any speed – на рынке появился обновленный “Корвэйр” с полностью независимой задней подвеской, созданной по образу и подобию спортивного “Корветта”.
Опциональные 15-дюймовые колеса рестайлового Corvair также заметно улучшали управляемость
Вымарывая в грязи несчастный “Корвэйр”, американский правдоруб почему-то совершенно забыл и про другие автомобили с косыми рычагами и качающимися полуосями в подвеске. Хотя по управляемости и склонности к заносу продававшиеся в штатах “Жук”, “Рено-Дофин”, “Порше-356” и Mercedes-Benz W180 были ничем не лучше заднемоторного “Шеви”. Детали на тот момент уже никого не интересовали. Здравый смысл тоже. “Корвэйр” – опасен! “Корвэйр” – плох!” – неслось в середине 60-х чуть ли не из каждого утюга.
'Когда в редакции мы открыли конверт с первыми пресс-фото обновленного Corvair, то просто завизжали от восторга!' Так первое знакомство с моделью 1965 года вспоминали сотрудники журнала Car and Driver
Но это не совсем так. “Опасен на любой скорости” в самом лучшем случае лишь ускорил кончину “Корвэйра”. На момент публикации модель перевалила за жизненный экватор (более пяти лет на конвейере). Отсутствие же наследника обусловлено чисто экономическими соображениями.
Принципиальная разница в работе задней подвески на машинах до и после рестайлинга
Часть 3: Кому это выгодно?
Охотник и его жертва
Но кто же выиграл от случая с “Корвэйром”? Может, как до сих пор утверждает Нейдер, простые покупатели, которым после показательной порки “Шевроле” предлагаются исключительно качественные и безопасные автомобили? Многие на полном серьезе убеждены, что своей тенденциозной, избирательной книгой Ральф Нейдер не только подписал приговор “Корвэйру”, но и заставил американский автопром иначе взглянуть на проблему безопасности и качества продукции.
Ерунда.
Да, в 1966-м, всего через год после выхода в свет книги Нейдера, в США приняли “Национальный акт по безопасности автомобилей и дорожного движения” (National Traffic and Motor Vehicle Safety Act). Этот документ, позволивший государственным органам регламентировать стандарты безопасности автомобилей, многие считают прямой и явной заслугой Нейдера. Однако “Трафик акт”, как бы не утверждали сторонники одиозного адвоката, едва ли как-то сказался на политике автомобильных компаний.
'Я — безопасный!' Номерной знак этого Corvair не врет
Интересное расследование об особенностях управляемости Corvair, проведенное редакцией Hagerty Classic. К сожалению, только на английском, но если знаете язык смотрите обязательно!
Для Нейдера Chevrolet Corvair стал лишь первым шагом в карьере современного Дон-Кихота. На протяжении десятилетий он активно выдумывал себе врагов и бесстрашно боролся с ними. Игнорируя интересы окружающих и забывая даже о собственной выгоде.
Ральфа Нейдера не назовешь бедным человеком. На его счету несколько миллионов долларов, в сейфе – крупные пакеты акций известных компаний включая Apple и Amazon. При этом убийца "Корвэйра" всегда вел (и продолжает вести) образ жизни затворника. Он никогда не был женат, по собственным словам не имел в собственности автомобиля, а свои мешковатые костюмы обычно покупал на распродажах в крупных универмагах.
Ради карьеры он загубил не только репутацию замечательного автомобиля, но и собственную жизнь. Такого ведь и врагу не пожелаешь, не правда ли?
Источник:
Ссылки по теме:
10 1 9
Понравилось
9Новости партнёров