Прототип ЗАЗ-966, хранящийся в Политехническом музее - машина просто невероятно интересная, хотя бы потому, что представляет собой не какой-то там ранний досерийный экземпляр, а самый что ни на есть экспериментальный, опытный концепт-кар, который с серийной моделью имеет общую лишь компоновку и сходный дизайн.
Эту машину в узких кругах принято называть "Вариант IV", все потому, что в одном министерском альбоме, сходный автомобиль, только белого цвета, и с "крыльями" вместо решетки, был отмечен как "вариант 4".
Фотография альбома
Тогда в газетах появилась известная фотосессия где эта машина позировала на фоне БелАЗа, в то же время в архиве ТАСС, фото с белазом датируется октябрем 1964 года. но с датировками в фотобанках часто бывают ошибки, так что даты еще предстоит уточнить.
Фотобанк тасс
Кстати прототип 966 не единственная машина, которая сохранилась в коллекции музей со времен той выставки, несколько других автомобилей тоже были переданы в музей в 1966 году.
В интернете кстати есть вот такая фотография этой машины
Обратите внимание что машина на фотографии "комплектна". На крышке багажника есть эмблема и поворотники — "на месте".
Я могу предположить, что эта фотография как раз с той выставки, ради которой "Коммунар" передал автомобиль Политеху.
Какие-то фотографии этого экспериментального ЗАЗ-966 уже есть в открытом доступе, поэтому я старался фотографировать то, что еще не было показано "широкой" публике.
Итак:
Вид на решетку сзади
Главное "открытие" для меня — моторные и багажные отсеки:
— расположение бензобака на дне багажного отсека и заливная горловина
— оперение двигателя и воздуховоды и их отличие от серийных
Главное что я понял, что эта машина имеет мало общего с серийным ЗАЗ-966, Я с трудом понимаю, как ее правильно называть. Есть много слов: "экспериментальный", "опытный", "прототип", "концепт-кар". И я еще придумал одно свое, которое, как мне кажется, лучше всего описывает сущность этого автомобиля — это "черновик".
ЗАЗ-966 в коллекции Политеха — это черновик, потому, что серийная машина похожа на него только по дизайну, все кузовные панели, все внутренности, салон, приборка, оперение двигателя, компоновка багажного отсека все "другое".
Говорить о том, чем он отличается от серийного автомобиля, как мне кажется — не правильно, нужно говорить о том что у них общее. общий у них двигатель и наверное колеса, а в остальном — это совсем другой автомобиль, который существенно преобразился для старта серийного производства.