Председателя Совета Министров СССР А. Н. Косыгин - крестный отец "НИВЫ"
Изначально рассматривали простой и быстрый вариант: поставить отключаемый передний мост на серийный ВАЗ 2101, как это уже делали на легковых автомобилях ГАЗ
В начале 1950 годов конструкторское бюро МАЗа получило задание: найти причину внезапных поломок трансмиссии заведомо исправных полноприводных грузовиков. В то время конструкции полноприводных автомобилей делались по одной из трех схем: с постоянным приводом на все мосты, с отключаемым передним мостом, с отключаемым задним мостом. На каждой оси, за счет дифференциала, одно колесо всегда было ведущим, т.е. сколько осей у автомобиля - столько и ведущих колес.
Конструктор Анатолий Лефаров пришел к выводу, что причина поломок полноприводных автомобилей в возникновении критических нагрузок на ведущие колеса. Для устранения этого эффекта он предложил использовать межосевой дифференциал.
Для всех казалось чудом, что грузовик с двигателем 120 лошадиных сил спокойно тащит полуприцеп весом 15 тонн по разбитым лесным дорогам!
МАЗ-501 был королем бездорожья и великим трудягой
Вот теперь и сравните ходовую часть МАЗ 501 и Нива ВАЗ 2121
Экспортный рекорд ВАЗ 2121 "Нива" больше никакой модели не удалось повторить.
Петр Михайлович Прусов